БЛОК ДВИГАТЕЛЯ > ПОВТОРНАЯ СБОРКА |
1. УСТАНОВИТЕ КАРТЕР С РЕБРАМИ ЖЕСТКОСТИ В СБОРЕ |
Нанесите герметик в виде сплошного валика (диаметр: 2,5 мм (0,098 дюйма)) на участки, показанные на рисунке.
Установите ребра жесткости картера и закрепите их 11 болтами.
Параметр / Устройство | Длина |
Болт A | 138 мм (5,43 дюйма) |
Болт B | 35 мм (1,38 дюйма) |
Болт C | 70 мм (2,76 дюйма) |
Повторно проверьте моменты затяжки болтов 1 и 2.
Удалите весь лишний герметик куском чистой ткани.
2. УСТАНОВИТЕ ЗАДНИЙ САЛЬНИК КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА |
С помощью SST и молотка равномерно запрессуйте сальник вровень с задним краем держателя сальника.
Нанесите универсальную консистентную смазку на кромку нового сальника.
3. УСТАНОВИТЕ МАСЛЯНЫЙ НАСОС В СБОРЕ |
Закрепите масляный насос 3 болтами.
4. УСТАНОВИТЕ МАСЛЯНЫЙ ПОДДОН № 2 В СБОРЕ |
Аккуратно удалите остатки старого герметика, следя за тем, чтобы масло не попало на контактные поверхности блока цилиндров и поддона картера.
Нанесите герметик в виде сплошного валика (диаметр 4,0 мм (0,157 дюйма)), как показано на рисунке.
Установите масляной поддон № 2 и закрепите его 10 болтами и 2 гайками.
5. УСТАНОВИТЕ ПРОБКУ СЛИВНОГО ОТВЕРСТИЯ МАСЛЯНОГО ПОДДОНА |
Установите пробку сливного отверстия масляного поддона с новой прокладкой.
6. УСТАНОВИТЕ КРАН ДЛЯ СЛИВА ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ ИЗ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ |
Нанесите герметик на резьбы сливного крана.
Установите краны для слива охлаждающей жидкости, как показано на рисунке.
Установите пробку на кран для слива охлаждающей жидкости.
7. УСТАНОВИТЕ САПУН В СБОРЕ |
Нанести на резьбу сапуна герметик (фиксатор резьбы).
Установите сапун.
8. УСТАНОВИТЕ ПРОКЛАДКУ ГОЛОВКИ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ |
Поместите новую прокладку на поверхность блока цилиндров таким образом, чтобы штамп с номером партии был обращен вверх.
9. УСТАНОВИТЕ ГОЛОВКУ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ В СБОРЕ |
Нанесите тонкий слой моторного масла на резьбу болтов и участки под головками болтов, вступающие в контакт с шайбами.
Вверните болты с плоскими шайбами в головку блока цилиндров.
С помощью 12-гранного ключа на 10 мм в несколько этапов равномерно затяните 10 болтов крепления головки блока цилиндров вместе с плоскими шайбами в последовательности, показанной на рисунке.
Отметьте краской внешнюю сторону болта крепления головки блока цилиндров.
Доверните болты головки блока цилиндров сначала на 90°, а затем еще на 45°, как показано на рисунке.
Убедитесь, что все метки, нанесенные краской, располагаются под углом 135° к внешней стороне.
10. УСТАНОВИТЕ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВКИ ЗАЗОРА В ПРИВОДЕ КЛАПАНА В СБОРЕ |
Поместите механизм регулировки зазора в емкость, наполненную моторным маслом.
Вставьте наконечник SST в плунжер механизма регулировки зазора и отожмите вниз запорный шарик, расположенный внутри плунжера.
Прижмите SST к механизму регулировки зазора так, чтобы переместить плунжер вверх-вниз 5-6 раз.
Проверьте ход плунжера и выпустите воздух.
После выпуска воздуха извлеките SST. Затем попробуйте быстро и с усилием нажать на плунжер пальцем.
Установите механизмы регулировки зазора.
11. УСТАНОВИТЕ РЫЧАГ ПРИВОДА КЛАПАНА № 1 В СБОРЕ |
Нанесите слой моторного масла на торец механизма регулировки зазора и торец колпака штока клапана.
Проверьте, чтобы рычаги приводов клапанов были установлены, как показано на рисунке.
12. УСТАНОВИТЕ ПОДШИПНИК РАСПРЕДВАЛА № 1 |
Очистите обе поверхности подшипника.
Установите 2 подшипника распредвала № 1.
Штангенциркулем измерьте расстояние между кромкой крышки подшипника и кромкой подшипника распредвала.
13. УСТАНОВИТЕ ФИЛЬТР ГИДРАВЛИЧЕСКОГО КЛАПАНА ИЗМЕНЕНИЯ ФАЗ |
Убедитесь в отсутствии посторонних материалов на сетке фильтра.
Установите фильтр гидравлического клапана изменения фаз.
14. УСТАНОВИТЕ ПОДШИПНИК РАСПРЕДВАЛА № 2 |
Очистите обе поверхности подшипника.
Установите 2 подшипника распредвала № 2.
Штангенциркулем измерьте расстояние между кромкой крышки подшипника и кромкой подшипника распредвала.
15. УСТАНОВИТЕ РАСПРЕДВАЛ № 2 |
Почистите шейки распредвала.
Нанесите тонкий слой моторного масла на шейки распредвала, крышки подшипника и кожуха распредвала.
Установите распредвал № 2 в кожух распредвала.
16. УСТАНОВИТЕ РАСПРЕДВАЛ |
Почистите шейки распредвала.
Нанесите тонкий слой моторного масла на шейки распредвала, крышки подшипника и кожуха распредвала.
Установите распредвал в кожух распредвала.
17. УСТАНОВИТЕ КРЫШКУ ПОДШИПНИКА РАСПРЕДВАЛА |
Нанесите слой моторного масла на шейки распредвала, крышки подшипника и корпус распредвала.
Проверьте метки и номера на крышках подшипников распредвала и установите их в правильное положение и в нужном направлении.
Затяните 10 болтов в порядке, указанном на рисунке.
18. УСТАНОВИТЕ КОЖУХ РАСПРЕДВАЛА В СБОРЕ |
Проверьте, чтобы рычаг привода клапана был установлен, как показано на рисунке.
Нанесите герметик в виде сплошного валика, как показано на рисунке.
Установите распредвал и распредвал № 2, как показано на рисунке.
Установите кожух распредвала и затяните 17 болтов в порядке, показанном на рисунке.
19. УСТАНОВИТЕ ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО РАСПРЕДВАЛА В СБОРЕ |
Проверьте, чтобы в распредвал был вставлен штифт.
Соедините зубчатое колесо распредвала и распредвал, не совмещая стопорный штифт со шпоночной канавкой, как показано на рисунке.
Осторожно прижимая зубчатое колесо распредвала к распредвалу, поворачивайте его, как показано на рисунке. Продвиньте зубчатое колесо дальше так, чтобы штифт вошел в канавку.
Убедитесь в отсутствии зазора между зубчатым колесом и распредвалом.
Затяните фланцевый болт, зафиксировав на месте зубчатое колесо распредвала.
Убедитесь, что зубчатое колесо распредвала может вращаться в сторону запаздывания (вправо) и фиксируется в положении максимального запаздывания.
20. УСТАНОВИТЕ ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО РАСПРЕДВАЛА ВЫПУСКНЫХ КЛАПАНОВ В СБОРЕ |
Проверьте, чтобы в распредвал был вставлен штифт.
Поместите зубчатое колесо распредвала выпускных клапанов на распредвал, совместив шпоночную канавку и стопорный штифт.
Слегка прижмите зубчатое колесо к распредвалу и вращайте колесо. Продвиньте колесо дальше, чтобы штифт вошел в канавку.
Убедитесь в отсутствии зазора между кромкой зубчатого колеса и распредвалом.
Затяните болт фланца, чтобы закрепить зубчатое колесо распредвала выпускных клапанов на месте.
Проверьте фиксацию зубчатого колеса распредвала выпускных клапанов.
Убедитесь, что зубчатое колесо распредвала выпускных клапанов зафиксировано.
21. УСТАНОВИТЕ ШПОНКИ ВЕДУЩЕГО ЗУБЧАТОГО КОЛЕСА КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА |
Пластмассовым молотком запрессуйте 2 шпонки ведущего зубчатого колеса коленчатого вала.
22. УСТАНОВИТЕ ЗУБЧАТЫЙ ДИСК ДАТЧИКА ПОЛОЖЕНИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА № 1 |
Установите зубчатый диск датчика так, чтобы метка "F" была обращена вперед.
23. УСТАНОВИТЕ ЦЕПЬ № 2 В СБОРЕ |
Установите шпонку коленчатого вала, как показано на рисунке.
Поверните приводной вал так, что вырез был расположен параллельно уровню пола.
Совместите желтые маркированные звенья с установочными метками на зубчатых колесах, как показано на рисунке.
Установите звездочки на коленчатый вал и вал масляного насоса, надев цепь на зубчатые колеса.
Временно закрепите звездочку приводного вала масляного насоса гайкой.
Вставьте пружину успокоителя в регулировочное отверстие, а затем установите пластину натяжителя цепи и закрепите ее болтом.
Совместите регулировочное отверстие в звездочке приводного вала масляного насоса с канавкой на масляном насосе.
Вставьте штифт диаметром 3 мм в регулировочное отверстие зубчатого колеса приводного вала масляного насоса, чтобы зафиксировать зубчатое колесо на месте, а затем затяните гайку.
24. УСТАНОВИТЕ ВЕДУЩУЮ ЗВЕЗДОЧКУ ЦЕПИ ГРМ НА КОЛЕНЧАТОМ ВАЛУ |
Установите ведущую звездочку цепи ГРМ на коленчатом валу.
25. УСТАНОВИТЕ УСПОКОИТЕЛЬ ЦЕПИ № 1 |
Установите успокоитель цепи №1 и закрепите его 2 болтами.
26. УСТАНОВИТЕ УСПОКОИТЕЛЬ ЦЕПИ № 2 |
Установите успокоитель цепи № 2 и закрепите его 2 болтами.
27. УСТАНОВИТЕ ЦЕПЬ В СБОРЕ |
Проверьте цилиндр № 1 в ВМТ такта сжатия.
Временно затяните болт ведущего колеса привода коленчатого вала.
Проверните коленчатый вал против часовой стрелки так, чтобы установочная шпонка ведущей звездочки оказалась сверху.
Снимите болт шкива коленчатого вала.
Проверьте синхронизирующие метки на зубчатых колесах распредвалов.
Совместите пластину с отметкой (оранжевую), с установочной меткой как показано на рисунке, и установите цепь.
Поместите цепь на коленчатый вал, не пропуская ее вокруг вала.
Удерживая шестигранный участок распредвала ключом, проверните зубчатое колесо распредвала против часовой стрелки, чтобы совместить пластину с отметкой (оранжевую) с установочной меткой.
Удерживая шестигранную часть распредвала ключом, проверните зубчатое колесо распредвала по часовой стрелке.
Совместите пластину с отметкой (желтую) с установочной меткой, и установите цепь на зубчатое колесо коленчатого вала.
Повторно проверьте установочные метки в ВМТ такта сжатия.
28. УСТАНОВИТЕ БАШМАК НАТЯЖИТЕЛЯ ЦЕПИ |
Установите башмак натяжителя цепи.
29. УСТАНОВИТЕ КРОНШТЕЙН ГЕНЕРАТОРА № 1 |
Установите кронштейн генератора № 1 и закрепите его 4 болтами.
30. УСТАНОВИТЕ КОЖУХ ВПУСКНОГО ВОДЯНОГО ПАТРУБКА |
Установите кожух впускного водяного патрубка и закрепите его 3 болтами.
31. УСТАНОВИТЕ САЛЬНИК КРЫШКИ ЦЕПНОГО ПРИВОДА ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА |
С помощью SST установите новый сальник так, чтобы его поверхность была заподлицо с краем картера зубчатого колеса ГРМ.
Нанесите на рабочую кромку сальника небольшое количество универсальной консистентной смазки.
32. УСТАНОВИТЕ КРЫШКУ ЦЕПНОГО ПРИВОДА ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА В СБОРЕ |
Удалите остатки старого герметика (FIPG). Следите за тем, чтобы масло не попало на сопрягающиеся поверхности крышки цепного привода газораспределительного механизма и блока цилиндров.
Установите 3 новых уплотнительных кольца.
Нанесите герметик, как показано на рисунке.
Нанесите герметик в виде сплошного валика на крышку цепного привода газораспределительного механизма, как показано на рисунке.
Участок | Диаметр валика герметика | Участки нанесения герметика с внутренней стороны | Герметик |
Зона, отмеченная непрерывной линией | 3,0 мм (0,118 дюйма) | 2,5 мм (0,098 дюйма) | Фирменный герметик Seal Packing Black от компании Тойота, Three bond 1207B или аналогичный |
Зона, отмеченная пунктирной линией | 4,0 мм (0,156 дюйма) | 3,0 мм (0,118 дюйма) | Фирменный герметик Seal Packing Black от компании Тойота, Three bond 1282B или аналогичный |
Установите крышку цепного привода газораспределительного механизма.
Установите новую прокладку.
Закрепите водяной насос 3 болтами.
Установите кронштейн опоры двигателя и закрепите его 3 болтами.
Параметр / Устройство | Длина |
Болт | 80 мм (3,15 дюйма) |
Установите 2 новых уплотнительных кольца.
Временно установите кронштейн масляного фильтра и наживите 4 болта.
Параметр / Устройство | Длина |
Болт | 35 мм (1,38 дюйма) |
Установите крышку цепного привода газораспределительного механизма и закрепите ее 26 болтами, как показано на рисунке.
Параметр / Устройство | Длина |
Болт A, E | 35 мм (1,38 дюйма) |
Болт B | 55 мм (2,16 дюйма) |
Болт C | 80 мм (3,15 дюйма) |
Болт D | 40 мм (1,57 дюйма) |
33. УСТАНОВИТЕ ШКИВ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА |
Совместите шпонку шкива со шпоночной канавкой шкива.
С помощью SST зафиксируйте шкив на месте и затяните болт.
34. УСТАНОВИТЕ КОНТАКТНЫЙ ДАТЧИК ДАВЛЕНИЯ МОТОРНОГО МАСЛА |
Нанесите герметик на 2–3 витка резьбы контактного датчика давления масла.
С помощью удлиненной торцевой головки на 24 мм установите контактный датчик давления масла.
35. УСТАНОВИТЕ ДАТЧИК ТЕМПЕРАТУРЫ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ |
Установите новую прокладку на датчик температуры охлаждающей жидкости.
Установите датчик температуры охлаждающей жидкости.
36. УСТАНОВИТЕ ДАТЧИК ДЕТОНАЦИИ |
Установите датчик детонации и закрепите его болтом.
37. УСТАНОВИТЕ КОНИЧЕСКУЮ РЕЗЬБОВУЮ ЗАГЛУШКУ № 1 |
Нанесите фиксатор на 2 или 3 нитки резьбы пробки и установите пробку.
38. УСТАНОВИТЕ ДАТЧИК ПОЛОЖЕНИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА |
Нанесите на кольцевое уплотнение датчика тонкий слой моторного масла.
Закрепите датчик положения коленчатого вала болтом.
39. УСТАНОВИТЕ НАТЯЖИТЕЛЬ ЦЕПИ № 1 В СБОРЕ |
Отпустите храповик, а затем до упора вставьте плунжер и зацепите крюк за штифт с тем, чтобы плунжер оказался в положении, показанном на рисунке.
Установите новую прокладку, кронштейн и натяжитель цепи № 1, закрепив их 2 гайками.
Проверните коленчатый вал против часовой стрелки, а затем отсоедините штифт плунжера от крюка.
Проверните коленчатый вал по часовой стрелке и убедитесь в том, что плунжер выдвигается.
40. УСТАНОВИТЕ МАСЛЯНЫЙ ФИЛЬТР В СБОРЕ |
С помощью торцевого шестигранного гаечного ключа на 12 мм установите патрубок масляного фильтра.
Проверьте и очистите установочную поверхность масляного фильтра.
Нанесите чистое моторное масло на прокладку нового масляного фильтра.
Слегка вкрутите масляный фильтр, а затем затяните его до контакта прокладки с гнездом.
При использовании динамометрического ключа:
Затяните масляный фильтр с помощью SST.
Если динамометрический ключ не используется:
Затяните его еще на 3/4 оборота с помощью SST.
41. УСТАНОВИТЕ ПРОКЛАДКУ КРЫШКИ ГОЛОВКИ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ |
Установите прокладку на крышку головки блока цилиндров.
42. УСТАНОВИТЕ КРЫШКУ ГОЛОВКИ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ В СБОРЕ |
Установите 3 новые прокладки на крышку подшипника распредвала.
Нанесите герметик, как показано на рисунке.
Установите крышку головки блока цилиндров с новой уплотнительной прокладкой и закрепите 13 болтами.
43. УСТАНОВИТЕ ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ КЛАПАН ИЗМЕНЕНИЯ ФАЗ В СБОРЕ |
Нанесите тонкий слой моторного масла на новое кольцевое уплотнение и установите его на гидравлический клапан изменения фаз.
Установите 2 гидравлических клапана изменения фаз и кронштейн и закрепите их 2 болтами.
44. УСТАНОВИТЕ ДАТЧИК ПОЛОЖЕНИЯ РАСПРЕДВАЛА |
Нанесите на кольцевое уплотнение датчика тонкий слой моторного масла.
Установите 2 датчика и закрепите их 2 болтами.
45. УСТАНОВИТЕ СВЕЧУ ЗАЖИГАНИЯ |
Установите 4 свечи зажигания с помощью свечного ключа на 14 мм.
46. УСТАНОВИТЕ ШАРНИР КРЫШКИ ДВИГАТЕЛЯ |
Установите 2 шарнира крышки двигателя.
47. УСТАНОВИТЕ ПРОКЛАДКУ КРЫШКИ МАСЛОНАЛИВНОЙ ГОРЛОВИНЫ |
Установите прокладку на крышку.
48. УСТАНОВИТЕ КРЫШКУ МАСЛОНАЛИВНОЙ ГОРЛОВИНЫ В СБОРЕ |
Установите крышку маслоналивной горловины.
49. УСТАНОВИТЕ КРЮК ДЛЯ ПОДЪЕМА ДВИГАТЕЛЯ |
Установите 2 крюка для вывешивания двигателя и закрепите их 2 болтами.